Главная - Статьи - Статьи из МК - Праздник для рожденных в СССР

Праздник для рожденных в СССР

ПРАЗДНИК ДЛЯ РОЖДЕННЫХ В СССР

В казенном по ощущениям фойе Светлановского Зала Московского Дома Музыки, у буфетной стойки тихо утирал слезу ювелир преклонных лет. Сын ювелира в майке с изображением опошленных полиграфией мужественных лиц музыкантов группы КИПЕЛОВ гладил папу по голове с редеющей растительностью: «Не плачь, батя, вот и на твоей улице праздник случился!» «Ну да, на улице… Ведущей к кладбищу», - ювелир безнадежно махнул рукой и, кряхтя, начал спускаться по ступеням…

Сценка эта наблюдалась совсем недавно на концерте культовой нидерландской группы LIVIN’BLUESXperience.

История мощного легендарного коллектива запутана, изобилует приходами, уходами, начинаниями, расставаниями, экспериментами, взлетами и падениями. В те далекие, внешне спокойные, времена, когда многое из лучших достижений музыки выходило на «ребрах» или приобреталось у «дискоболов» с постоянно бегающими глазами, название LIVIN’BLUES мгновенно вызывало у «посвященных» приступ радости и непомерного восхищения. То же самое происходило и в Польше – в этом вопросе души двух славянских народов сливались в одну. Альбом группы, выпущенный именно в Польше, купила я как-то за копейки у кассирши в книжном магазине на Старом Арбате. Официально СССР тогда еще считался идеологически выдержанным государством…

Считай, группе исполнилось уже 40 лет! И начиналась она как дуэт двух музыкантов-хиппаков: гитариста и саксофониста по имени Нико Кристиансена и харпера Джона Ла Гранда (или Лэгрэна). Такие же развеселые хиппари диск-жокеи впервые выпустили их музыку в эфир, а Питер Грин из FLEEDWOOD MAC устроил им первые гастроли в Англию. С тех пор много воды утекло, много историй о них написано, а я все вспоминаю песенку о Господе и Дьяволе, которые сидели вдвоем, философствуя, в Чайна- Тауне, и о том, как Иисус явился Америке в обличье индейца, а бестолковые белокожие ничего не поняли и пристрелили его на глазах у изумленных людей… Хорошая, но грустная песня.

Совсем недавно умер Джон Ла Гранд, с которым Ник Кристиансен вновь затеял дуэт в 2003 году, поиграв в других формациях всякую музыку, разбавляя ее заходами в этнику. Не успел Джон доехать до России – возраст дело такое, тонкое. Раз и нет тебя, ушел твой поезд навсегда и стука колес не слышно…

Зато отчетливо было слышно, как в благословенную блюзовыми богами субботу возбужденные взрослые люди топали ногами, бились многострадальными лбами о пол и вопили «бис!!!», когда процесс материализации LIVIN’BLUESXperience в Москве, наконец, завершился. Что, впрочем, не помешало кому-то в Инете написать – «прием был прохладный… Холодная московская публика…» и т.д. Неправда все это. Тройная бисовка что-нибудь да значит, господа.

Ник привез с собой удивительных музыкантов, отмеченных той печатью святого сумасшествия, которой на всех играющих музыку в мире не хватит. Постоянное перемещение по сцене, мощные фонтаны того, что индийские гуру во времена Вудстока называли «позитивными вибрациями», искусное вплетение фрагментов произведений братьев по духу в свои композиции. У нас в блюзе обычно лицедействует гитарист, если он еще и вокалист, басист же застывает в академической позе… У Ника все вертелись и подпрыгивали, харпер Франсуа Спанненбург, образно говоря, брал нас за душу голыми руками, барабанщик с лицом доброго учителя давал всем чертям прикурить, а гитарист Счастливчик Люко добивал обкурившихся в хлам чертей одним пальцем. Басист Ван Ниеле выдал сокрушительное соло, подпевая себе самому, в унисон. Сидевший впереди меня тинейджер с внешностью поклонника CHEMICAL BROTHERS, забился в экстазе. Сам Кристиансен здорово смахивал на рубаху-парня с эстонского или финского хутора, но мастерски делал кувырки через голову и некие движения руками, смахивающие на пасы монахов из Шао-Линя… Гнал энергию ци в нашу сторону. И, конечно, играл на саксофонах, мини-гитаре, дул в длинную штуковину, напоминающую бразильский народный инструмент, и пел, пробирая до самых сокровенных чакр о цыганской женщине и черной-пречерной ночи со всеми ее прелестями. Не обошлось без «Hoochie Coochie Man» и «Gоt My Mojo Workin’». Но фрагментов из «Jesus Christ Superstar» мы не услышали, хотя Кристиансен и это может… Охранники и в Светлановском зале стояли насмерть. Что народу радость – настоящему блюстителю порядка хуже китайской водки. Вывели парочку особо зарвавшихся почитателей качественного блюза, которые, вырываясь, выкрикивали приветственные лозунги, стояли над душой танцующих на собственных местах слушателей… Но общее праздничное настроение испортить им все-таки не удалось, как не удалась нам четвертая бисовка…

И побрели мы прочь от странной архитектуры Дома Музыки, вспоминая феноменальный диск «Blue Breeze», рассуждая о том, что если Ник Кристиансен хочет увидеть нашу тайгу, то непременно должен ее увидеть… И если жаждет он пообщаться с «шаманами монгольских племен» (так герой блюза сказал в одном из интервью), то придется такие племена выдумать – не разочаровывать же хорошего человека! А у меня перед глазами стояло лицо той самой кассирши из арбатского книжного магазина, у которой я купила когда-то польский LIVIN’BLUES… «Музыка какая-то не наша, вот и продаю…» - презрительно сказала она и надула губы, смахнув куда-то вниз мои смятые рублики…