Главная - Статьи - Статьи из МК - Блэки, блюзы и покойники

Блэки, блюзы и покойники

БЛЭКИ, БЛЮЗЫ, ПОКОЙНИКИ

Коридоры, коридоры, грузовой лифт… Веселые медсестры везли меня на банальной больничной каталке в хирургическую неизвестность. Еще не отягощенный наркозом мозг выдавал не-к-месту-музыкальное:"Жаль, симпатяга Мэнсон без меня будет убивать Олимпийский"… В правую руку втыкали толстенную иглу, справа на щитке хитрого аппарата выскакивали цифры. 9, 9, 9, 9… С потолка операционной спустилось неприметное сероватое облачко, нависло точно над моей позеленевшей от страха физиономией и медленно приняло очертания до боли знакомого анфаса Артура Гаспаряна. "Солнце мое, - проговорил анфас вкрадчивым зэдэшным голосом, - ну кому нужна твоя писанина?!" "Народу", - по привычке ответила я очень громко и пафосно. Люди в белом испуганно вздрогнули, артуроподобное облако рассыпалось в гомерическом хохоте. Финиш. Рок-н-ролл. Тяжелый блюз. Хэви-метал. Полная несознанка. Над моим беззащитным телом сверкнул отточенный скальпель хирурга-профессора…

Даниловское кладбище лихорадило и потряхивало. Кладбищенские лохматущие дворняги беспричинно выли на уличные фонари, путая их с луной, подземная тусовка волновалась, докуривала нечаянно закопанные могильщиками бычки и обменивалась разведданными относительно того, что же происходит по ту сторону трамвайной линии, в "R-Клубе". Самыми осведомленными оказались видавшие виды старушки из самых заброшенных могилок. "Блэки проклятущие, - нехорошо шептали они, - никакого мира нашему праху… Того и гляди кресты повалятся".

"Блэки" - это те, кто играют "блэк", т.е. черный метал. Рвут когтями струны, лупят по барабанам, рычат, естественно, аки тигры и львы, которым не додали на ужин ножек Буша. Чаще всего бузят на английском, вкладывая в изрыгаемые слова глубочайший похоронный смысл, о котором мало кто догадывается. Разумеется, за исключением самих исполнителей. Как правило, сочувствующие им печатные издания публикают такие хвалебные рецензии, что создается впечатление - все, Россия - пуп блэкового погоста… Пуп - не пуп, но определенное место в анатомическом атласе человечества мы занимаем, это точно… Не в голове. Иногда в блэковой компании отчаянно трясущих бошками гарных, но мрачных хлопцев с гитарами, попадаются милые девушки. Как сейчас помню ( а вот название группы напрочь вылетело из памяти, пардон) - очаровательное существо, возможно голубых кровей, незатейливо играло на скрипке и пело несильным ангельским голосом зловещие строчки типа:"Я - хозяйка ада"… "Ну и бардак, должно быть, творится в аду с такой сестрой-хозяйкой, - сделала я скорбный вывод, - или, может, она из подставных, вроде зиц-председателя Фунта, который сидел, сидит и будет сидеть?" (читай Ильфа и Петрова).

Так вот, блэки, как и все дышащее и двигающееся, по весне хорошо поддаются оживляжу. Между прочим, аудитория у них - нехилая, жанровые связи прочные, место для сбора - самое профильное для их идеологии. Пожалуй, самое сильное впечатление на тех, кто покоится за печальное оградой, но прислушивается к происходящему в клубе у соседей, произвело выступление культовой группы "Satarial". Чистокровные блэки они или нет утверждать не могу, но то, что их программная вещь, ставящая под сомнение целесообразность крещения Руси (ну и фразочку я придумала, чтоб ребятам по шее не надавали!) стала настоящим хитом этой многими игнорируемой тусовки, отрицать трудно. Для пущего антуража по ходу "сатариальского" шоу - девичья обнаженка и всяческое заголение (привет легендарной "Коррозии"!) и мужики в кольчугах и с мечами, сначала пьющие пиво наравне с посетителями клуба, а потом на сцене старательно изображающие славных языческих воинов…

Очередной фестиваль блэков 23 марта с участием весьма известной не только у клиентов нашего кладбища сильной группы "Mental Home"совпал с концертом в Кремле "Скорпов" - оживших экспонатов из музея восковых фигур мадам Тюссо. Оставим радость восхищения выступлением уже давно не жалящих себя скорпионов, а слезоточивых и плюшевых паучков другим…

В этот же вечер в МДМ (не так уж далеко от Новодевичьего cementary) фигурял "Кроссроудз", открывая серию блюзовых весенних концертов. Блюзовики - они те же подснежники, солнышко пригреет и пошло-поехало! Воронов в любимой шляпе нес что-то со сцены про Алабамщину, отменно пел всяческие кавера, свой "Бриллиантовый дождь", вороновская команда была на высоте, приглашенный кларнетист Шитов (идущий, кстати, сейчас нарасхват у играющей публики) с душою дул в положенный ему инструмент, подстриженный и ставший очень строгим Миша Владимиров не уронил честь и достоинство лучшего гармошечника столицы… Появление рядом с Вороновым ушедшего с головой в фанк (из блюза) Николая Арутюнова было встречено восторженными воплями накачавшейся пивом публики. Да только я что-то до сих пор в толк взять не могу - а имеет ли непосредственное отношение спетая ими вместе "All Young Dudes" к блюзу? Но все равно было хорошо. Особенно после наркоза и скальпеля. И никто не заметил, что заявленные в афише "Rebel" из Латвии так и не появились на сцене. Зато мне по секрету шепнули, что вот-вот (если в августе опять не опухнет рубль) к нам приедут настоящие "Animals" аж с этим… как его… Эриком Бердоном, "ЗиЗи с Топом", "Troggs" и пр., и пр. Представляете, сколько песка из приехавших высыпется на российскую землю! Хорошо, если золотого… А вот Джими Хендрикс и Джими Моррисон к нам не приедут. Почему, почему! Потому что во время померли (изучай рок-историю).

Еще раз о покойниках (прости, Господи!). Второй блюзовый вечер в МДМ был посвящен памяти человека по имени Рори Гэллахер. Был такой гений блюз-роковой гитары, основал группу "The Taste" в 1966 году, ушел из нее в 1971, а пять лет назад взял и покинул сей бренный мир. Оставшиеся в живых участники группы в лице бас-гитариста Маккракена, ударника Джона Уилсона, с присоединившимся к ним гитаристом Самуэлем Дэвидсоном сильно огорчили тех немногих любителей блюза , которые 24 числа явились помянуть глотком пива успокоившегося навеки Рори. Н-да, Москва уже видала и "T-Rex" без Болана, и "Slade" без Холдера, но "Taste" без отца-основателя как-то не пошел. Убегая из зала, длинный усатый в шляпе успел шепнуть толстому усатому в шапке:"Е…..ый хард-рок". Ничего гэллахеровского в концерте не было… Исполняемое скорее смахивало на "железку".

Но все-таки одна радость для блюзменов в концерте была - выступление незаявленного в афише солиста-гитариста-мандолиниста Джекки Маккоули. Исполняя программу из блюзов, ирландских песен и прочих уорк-сонгз, он моментально достиг контакта с публикой, которая повалила к сцене, как толпа очумевших от жажды бедуинов к роднику в пустыне.

Наш человек, московско-грузинский блюзмен Гия Дзагнидзе и его "Модерн-блюз-бэнд" сыграли в тот вечер на уровне, достойных настоящих звезд, а не разогревающего состава. Гия, который, кстати, отметился на эмдээмовской сцене и в первый блюзовый вечер, как-то хитро соединяет в пении клэптоновскую меланхолию с грузинским жизнелюбием а ля Рэй Чарльз (интересная мысль! Рэй Чарльз - грузин…).

Тем, кто ненавидит блюз и считает его давно умершей музыкой и развлечением престарелых старперов, может в мае смело сваливать из столицы на все четыре стороны. Обычно весной прилетают грачи. Даже картина такая есть. Типа: "Осторожно! Грачи прилетели… Берегите посевы, головы и светлые плащи. Птички все-таки". В Москву собираются приехать из разных городов целые полчища блюзовиков, чтобы без всяких там сами знаете каких продюсеров поиграть с местными блюзовыми маньяками, пообщаться, пивка-водочки попить, посеять очередной блюзовый вирус в компании с канадским старым перцем Робином Харпом, которому уже за 60, но который задаст всем жару … Может, впервые за 30 лет выступит и "Второе дыхание" с хендриксовским репертуаром и с легендарным Петровичем на барабанах. Кто это с мобильником, ставшим родным третьим ухом, сказал, что блюзовые фестивали приказали долго жить?

… Ба-бах! Выхожу из наркоза окончательно. И мысленно возвращаюсь к Мэрилин Мэнсону. Обидели парня без меня. Гаспарян обидел, еще кое-кто презрением (если не сказать "дерьмом") облил американского худышку, воспользовавшись моей временной нетрудоспособностью. Сравнил разноглазого критика мировой действительности с Борисом Моисеевым. Я понимаю, сравнивали бы с родоначальником жанра Элисом Удавовичем Купером! Наличие корсета и привычка носить его у Мэнсона и у Моисеева еще ничего не значат. Надо зреть глубже, как говорится, в брутально-инфернальный корень… "Я не люблю наркотики, наркотики любят меня"… "Механические Зверушки" …ля-ля… "Щелкунчик"…

Марга Пушкина