Они встретятся в Саду Эдема...

 

 

Посвящается светлой памяти Маришки Вереш, великой певицы

 

Удушающе жарким летом 1972 года я брел, шаркая сандалиями, по пыльным закоулком центрального рынка города Грозный*. На рынке, который скорее можно было назвать восточным базаром, царила привычная кутерьма, шла бойкая торговля фруктами и прочими товарами народного производства. И вдруг, сквозь мешанину привычных звуков и шума разговоров представителей различных кавказских народностей, вплелась тонкой змейкой необычная мелодия, послышался необычайно привлекательный женский голос. Завороженный этим вокалом и достаточно жестко звучащей музыкой, я как зомби приблизился к ларьку, именовавшемуся не иначе, как «Студия звукозаписи», и застыл возле большого динамика**.

Первая песня SHOCKING BLUE, которую я тогда услышал, называлась «Send Me A Postcard», и она просто потрясла меня до глубины души. В первую очередь поразила откровенная, ничем не прикрытая страстность, звучавшая в голосе певицы Маришки Вереш (Mariska Veres). Одинокая девушка, в нетерпении ожидающая от своего возлюбленного хотя бы почтовой открытки - чем не банальный сюжет? Но вот эта обнаженность чувств, этот накал взвинченных до предела эмоций, когда она, отбросив весь свой стыд и робость, поет:

 

Прежде чем от одиноких ночей разобьется мое сердце,

Пошли мне открытку, дорогой.

Как мне заставить тебя понять -

Я хочу быть твоей женщиной!

 

Вот она я, жду неприметного знака,

Жду его до скончанья времен.

Пошли мне открытку, дорогой,

Отправь мне открытку прямо сейчас!

 

Все эти слова ложились на настоящий хард-рок, гитары ревели и стонали, орган выводил незатейливую мелодию, которую вдребезги разбивала мощная ритм-секция. Женский вокал в совокупности с  хард-роком был подобен разорвавшемуся фугасу. Это был настоящий драйв, хотелось рвать и метать, кружиться в танце, выть волком от переполняющей тебя радости.

Ничего подобного ранее я не слышал, хотя уже мог в свои 12 лет отличить THE BEATLES от THE ROLLING STONES. Среди пластинок своей мамы откопал песни в исполнении Тома Джонса и Энгельберта Хампердинка, а благодаря своему дядюшки-саксофонисту  приоткрыл дверь в удивительный мир джаза. Но, услышав именно эту песню, я понял, что «Rock is my life», именно с тех пор  я - верный жрец и хранитель традиций рок-музыки.

 

Не буду утомлять вас подробным изложением истории SHOCKING BLUE, которую давно написал и которую я постоянно дополняю и шлифую. В 1991-м первый вариант статьи не попал в последний номер журнала «РОК», с которым я тогда сотрудничал, в 1993-м вместо нее взяли в «Easy Rider» мой большой материал о Дженис Джоплин. Возможно, когда-нибудь эта статья все же увидит свет в полном виде. Скажу лишь то, что SHOCKING BLUE - уникальная рок-группа, которая создала множество отличных песен, в том числе потенциальных хитов. Они играли не примитивную музыку в стиле бит, а нечто более значительное. Их аранжировки, которые созданы в основном благодаря лидеру группы и гитаристу Робби ван Лиувену (Robbie van Leeuween), до сих пор волнуют самых искушенных слушателей. В 70-х SHOCKING BLUE стала культовой группой в СССР, ее песни звучали не только на кавказских рынках, пленяя слушателей восточным колоритом, которого   на их пластинках было вдоволь, но и на московских танцплощадках, и в квартирах молодой питерской интеллигенции, основательно подсевшей на рок-музыку.

Достаточно сказать, что такие разные русские рок-группы, как ВЕСЕЛЫЕ КАРТИНКИ, ЧАЙФ, Вова Синий и БРАТЬЯ ПО РАЗУМУ делали различные кавера на ту же нетленную «Venus». Даже привередливый Артем «Дядя Ко-ко» Троицкий был неравнодушен к голландцам. На Западе  SHOCKING BLUE  тоже любили многие. Басист Крист Новоселич, к примеру, уговорил Курта Кобэйна включить кавер-версию «Love Buzz» в репертуар NIRVANA, и эта песня исполнялась «нирвановцами» довольно долго. А после трагической смерти Курта Крист образовал группу SWEET 75, специально найдя певицу с вокалом, похожим на голос Маришки Верес. Их единственный альбом оказался, на мой взгляд, весьма колоритным.

 

До SHOCKING BLUE в роке вовсю насаждался  культ мужчины, венца творения. Вспомните хотя бы песню - «I Wanna Be Your Man», которая в исполнении THE BEATLES была развлекательным шлягером, а в трактовке THE ROLLING STONES - шовинистским мужским вызовом. В 1974 году она весьма двусмысленно прозвучала в обработке певицы глэм-рока Сюзи Кватро (Suzi Quatro). Но Маришка Вереш всегда была не только певицей с уникальным голосом, но и очень красивой женщиной с пышным бюстом, который она не стеснялась выставлять напоказ, сексапильной фигуркой (правда, небольшого росточка), черными длинными волосами и с невинным выражением лица - этакая Ева через пять минут после того, как она надкусила яблоко с Древа Познания, любезно предложенное ей Змием-искусителем.

Можно, конечно, вспомнить певиц более ранней, рок-н-ролльной эпохи, вроде Бренды Ли (Brenda Lee) и Ванды Джексон (Wanda Jackson), но, фактически, только в конце 60-х на рок-сцене появились действительно сильные женские фигуры, вроде Дженис Джоплин из BIG BROTHER AND THE HOLDING COMPANY и Грейс Слик из JEFFERSON AIRPLANE, которые могли петь не только красиво, но и мощно, действительно по-роковому. Можно назвать много достойных певиц той эпохи, включая Джони Митчелл и девушек из THE MAMAS & THE PAPAS, но все-таки они из несколько другой категории. А вот Маришка составила отличную конкуренцию американкам Джоплин и Слик.

Вереш обладала мгновенно узнаваемым сильным вокалом, который мог звучать проникновенно нежно, а  несколько мгновений спустя - жестко и пронзительно. SHOCKING BLUE пытались выпускать концептуальные альбомы, иногда это не срабатывало, но на каждой пластинке (в том числе и на не особо удачных последних релизах), всегда можно найти массу интересных мелодий. У каждого поклонника группы, наверное, есть свой любимый лонгплей, у меня это - 3rd Album, ядреная смесь кантри, хард-рока и нежных баллад.

Песня «Venus» в подаче SHOСKING BLUE действительно стала шедевром поп-музыки. Она построена на простом, но неодолимо зажигательном ритме, который создают барабаны, «бубнящая» бас-гитара и бренчащая, как пустая консервная банка, ритм-гитара, на фоне которых властвует нарочито отстраненный голос певицы. Два четверостишья и повторяющийся припев, после которого вступает «курлыкающая» лидер-гитара - вот и все дела. Но при этом песня обладает прямо-таки гипнотическим эффектом, который со временем совершенно не ослабел.

 

Богиня выше всех вершин

Горит серебряным огнем,

Любви и красоты союз -

Венерой мы ее зовем.

 

Богиня

Ты, детка - богиня

Да, я - Венера -

Твое горенье,

Твое влечение.

 

Ее оружье - блеск в глазах,

Что сводит каждого с ума.

Черна как ночь была она.

Бог знает, что еще там.

 

На самом деле в репертуаре SHOCKING BLUE можно найти и другие весьма интересные композиции, например, «Tobacco Road», сочиненную Джоном Д. Редермилком (John D. Redermilk) на основе одноименного романа известного американского писателя Эрскина Колдуэлла. В романе (и в песне) рассказывается драматическая история семейства фермеров, живущих на Юге США и выращивающих хлопок на дедовской плантации, названной «Табачной Дорогой».

Один из отечественных литературных критиков заметил по поводу этого романа, что «поэтизация земли носит в изображении Колдуэлла какой-то фатальный характер, а героев романа, с уродством и бессмысленностью их существования, он наделяет гротескными, патологическими чертами».  По моему разумению, эта песня достойна стоять в одном ряду с известной народной композицией «The House Of Rising Sun», настолько она производит сильное впечатление.

 

Родилась я в хламе,

Мать мертва, папаша пьяный,

Могла подохнуть, не дорасти

Посреди «Табачного Пути».

 

Выросла я в лачуге

И все свое с собой влачу.

Говорю я: «Проклят будь

Клочок сей - «Табачный Путь».

 

Но дом там,

Лишь эта жизнь известна нам.

Говорю я: «Проклят будь «Табачный Путь»,

«Табачный Путь», «Табачный Путь»!»

 

Уеду я, найду работу,

Снизойдет с небес божья забота,

Скоплю денег; побогаче чуть

Вернусь обратно в «Табачный Путь».

 

Всё динамитом разнесу,

Возьму я кран, и строить вновь начну.

Будет город, и снова пусть

Он зваться будет «Табачный Путь»...

 

 

Огромное количество не менее блестящих находок начинающий ценитель творчества группы может обнаружить на двойном сборнике Singles As And Bs, изданном в 1997 году, куда вошли все песни со всех синглов группы, в том числе не попавшие на номерные альбомы. Среди самых запоминающихся можно назвать «Gonna Sing Me A Song», «Harley Davidson», «Fireball Of Love», «Hot Sand» и т.д. Не так давно в Японии, наконец-то, издали на компакт-диске концертник The Shocking Blue Live In Japan, который ранее был доступен только на виниле. Даст бог, выпустят на CD и другой раритет - дебютный альбом группы под названием Beat With Us, на котором пела не Маришка, а вокалист по имени Фред Гловер (Fred Glover).

Отдельно стоит сказать о DVD The Greatest Hits, который стал настоящим подарком всем поклонникам группы. В него вошли не только промозаписи и видеоклипы, включая Маришкины сольные, но и целый фильм про гастрольную жизнь SHOCKING BLUE. Позднее ABBA использовала режиссерские находки из этой картины в своем полуигровом фильме «The Movie». Они, фактически, продолжили разрабатывать музыкальную жилу, найденную SHOCKING BLUE, сделав акцент на максимально коммерческое звучание своих песен, мелодику.

Внимательный слушатель и знаток творчества SHOCKING BLUE может подметить одну любопытную деталь. В песне «Im A Woman» с альбома Shocking Blue At Home звучат несколько тактов известной классической мелодии. А в «Broken Heart» - заключительной песне на последнем альбоме SHOCKING BLUE Eve And The Apple, эта мелодия («Лунная Соната» Людвига Ван Бетховена) исполняется уже целиком, что невольно наводит вот на какие мысли: во-первых, несмотря на значительные усилия, которые музыканты затратили на создание хитов, ориентированных на американский рынок, их творчество лежит своими корнями именно в русле европейской песенной традиции (на этом месте у редакции вышла некоторая заминка с прочтением текста. Мы были повергнуты в некоторое изумление смелой мыслью уважаемого автора о связи бетховенской «Лунной Сонаты» и песенной традиции – прим. ред.).

А во-вторых, Ван Леувен этим прощальным подарком как бы хотел сказать, что они исчерпали все свои возможности, пытаясь создать что-то действительно новое в поп- и рок-музыке. Круг замкнулся. А насколько их песни окажутся долговечными, покажет только время. В конечном счете, и в рок-музыке есть свой золотой фонд классических вещей, а «Venus», например, явно одна из них и имеет все шансы остаться настоящим шедевром до скончания наших дней.

 

У многих людей есть запечатленные в памяти сокровенные местечки,  где они провели счастливые минуты своего детства или где испытали мгновения подлинного счастья. Годы спустя многих тянет вернуться в эти места, чтоб подпитать свою ностальгию невозможностью повернуть время вспять. Я же не могу вернуться в родные для меня места, где впервые познал любовь к музыке, потому что таких мест уже не существует, так как по ним прополз зверь по имени Война, оставив кроваво-склизкие следы. Стерто с лица земли кладбище, где похоронены родные, разрушен дом, в зале Дома Пионеров, где мы с ребятами впервые сыграли «Smoke On The Water», теперь бегают крысы. С годами я еще больше стал понимать то, что творил мой любимый писатель Хулио Кортасар, находясь в эмиграции в Париже.

Так же, наверное, в наше время чувствуют себя те, кто в конце 60-х  начале 70-х вершили подлинную культурную революцию. Всё, что было тогда ими завоевано непомерно высокой ценой, постепенно превращается в труху, идеалы покрываются плесенью. И вернуть то золотое времечко невозможно, хотя остались артефакты - кино, песни, книги. Иногда мне кажется, что курчавый Сид Барретт, этот Рембо от рока, где-то на лондонской вечеринке случайно повстречался с голландской Венерой - Маришкой; они поняли друг друга с полуслова и провели незабываемую ночь.

Потом они расстались - Барретт продолжал исследовать таинственные миры подсознания с помощью заветных таблеток, и его мозг то сжимался до размеров крохотной горошины, то разбухал до умопомрачительных масштабов Вселенной. Итогом этих экспериментов стал его уход из рок-музыки и из обыденной жизни тоже. Вы не поверите, но иногда, крепко выпив с друзьями-студентами и в который раз прослушав записи PINK FLOYD, я просыпался глубокой ночью с мыслью: «А ведь Сид Барретт, черт возьми, не умер, он еще жив! И что же он делает именно в эту минуту, какие тараканы бродят в его голове?» Но Сид  умер… 7 июля 2006 года...

Маришка после распада SHOCKING BLUE в середине 70-х безуспешно пыталась заняться сольной карьерой, потом перевоплотилась во владелицу отеля, изредка пела со своим джазовым ансамблем, иногда исполняя старые вещи в новой обработке. Она постепенно теряла свой чудный голос. Фигура ее катастрофически преображалась – Маришка полнела, хотя в начале 90-х  выглядела еще весьма привлекательно. Наш мир она покинула 2 декабря 2006 года.

Но лично для меня эти два человека, две культовых фигуры, вовсе не умерли. Взявшись за руки, Маришка и Сид, снова юные и неуязвимые, прекрасные в своей наготе, отправились в Эдемский Сад вкушать те запретные плоды, которые они лишь надкусили в блистательные 60-е.

 

                                                                                                                                                     Александр Галин

                                                                                                                                        Перевод песен - Игорь Полуяхтов

 

 

* - в 70-80-е мало кто в России знал название этого города, но, начиная с 90-х, оно огнем выжжено в памяти россиян.

** - в подобных ларьках стоял огромный студийный магнитофон и специальная аппаратура, напоминающая граммофон с иглой, с помощью которой на специальных кусках мягкой пластмассы (еще ранее для этой цели использовали рентгеновские снимки) под нагреванием вырезались звуковые дорожки. Эти пластмассовые листики были разной формы - квадратной, круглой или вообще вырезанные по профилю - и на них фотографическим способом были нанесены портреты певцов или просто какие-то пейзажи и цветы. Листики были неким подобием гибкой пластинки, напоминающей то, что выпускалось как приложение к журналу «Кругозор», только с фотографией на поверхности. На пластинку обычно помещалось 2-3 песни, которые были записаны с помощью бобинного магнитофона.