Главная

О проекте

Создатели

Музыканты

Вокалисты

Тексты

Рецензии


Аудио\видео

Фотографии

Вопросы-ответы

Контакты

Форум

Интервью с Анатолием Алешиным

От автора: На беседу с этим удивительным человеком меня натолкнуло мимолетное знакомство на автограф сессии посвященной выходу в свет альбома «Династия Посвященных» и книги Маргариты Пушкиной. Всего лишь пары фраз в дежурном диалоге для меня было достаточным, чтобы понять, да этот человек «Посвящен» и я во что бы то ни стало должна узнать его тайну.

«У человека было Лицо.
С человеком любили беседовать Боги.
И после одной задушевной беседы
Человек остался безликим»

Анатолий, расскажи, как ты познакомился с Маргаритой Пушкиной?
Ты знаешь, на первый вопрос ответа, как такового нет. Потому что ни я, ни она не помним, как это произошло.

Наверное, это было какое-то стечение обстоятельств?
Это была какая-то общая «тусовка». В тот период, если сейчас говорить о 70-х годах, в «тусовке» все друг друга знали каким-то непостижимым образом, а как это произошло я уже не помню.

Расскажи тогда, каким образом ты получил от нее предложение участвовать в «Династии» и как получилось, что вы начали совместную работу над проектом «Династия Посвященных»? Как это произошло?
Ну, мы и раньше вместе сотрудничали, еще в 70-х годах она писала тексты для разных V Московских групп. Потом, когда у меня в 86 году была группа «Стайер», я приходил к ней за текстами. А «Династия Посвященных» — это было целенаправленным предложением. Это была первая работа, так скажем узкоспециализированная.

Скажи, на сегодняшний день помимо участия в проекте «Династии Посвященных» у тебя ведь есть и cвоя собственная группа с одноименным названием «Алешин». Совместная работа над проектом с Маргаритой не помешала твоему сольному творчеству?
Ты знаешь, группа, на данный момент не существует. Да была группа, мы сделали альбом. Но ты знаешь…

Это был, так скажем завершающий этап? Вы выпустили альбом и ты начал работать с Маргаритой над ее проектом? То есть одно другому не помешало?
Нет, оно не помешало, а что касается группы, это была попытка контакта с молодыми музыкантами. Я совершенно не учел, что профессиональный уровень молодых музыкантов сегодняшнего дня не всегда соответствует тем требованиям, которые мы в свое время ставили перед собой и поэтому, на мой взгляд, альбом получился слабоват с точки зрения инструментальной. Но во время работы я на это как-то не обращал внимания. Ты знаешь, у меня есть такая особенность закрывать на некоторые вещи глаза ради достижения результата. Вот это был как раз тот самый случай. Но потом я познакомился поближе с работами сегодняшних групп. Например, те же Catharsis, те же Харизма, КуражЪ. И понял, что я был совсем не прав, сразу не поменяв музыкантов на более подготовленных. Но до того момента я просто не знал, что так может быть. В общем, ты знаешь, и на старуху бывает проруха (смеется).

С кем из музыкантов, участвовавших в проекте «Династия», тебе было наиболее комфортно работать? Или же вы все были как одна большая семья?
Понимаешь, бывают такие вещи, но это, наверное, не на Земле происходит, когда люди вдруг объединяются ради достижения одной цели. Потом начинаешь смотреть, а все люди очень разные. И когда кончается работа совместная, думаешь, как же могло так случиться, что создалось такое объединение, близость, общность духовная.

Т. е. общее дело объединяет?
Ну да, наверное, так все и было. «Покровители» помогли объединиться.

Ты принимал участие в записи таких композиций как: «Ave Leticia», «Саксонский корпус», «Реквием», «Вересковая пустошь», «Покровители», «Никто» (хор). Какая из этих работ наиболее близка тебе по духу?
По результату мне очень нравились две вещи, это была «Ave Leticia» и «Вересковая пустошь». Но я отдавал себе отчет, что «Вересковая пустошь» она очень спорная с точки зрения стиля. Понимаешь, по стилю она как бы выпадает из альбома, как впрочем и «Лунное дитя». А с другой стороны, я как музыкант достаточно опытный, отдаю себе отчет полностью в том, что стиль, как кандалы. Ты ни вправо, ни влево не можешь отступить. И очень трудно ломать эти рамки. А иногда надо. Оставаться в рамках стиля и быть многогранным — невозможно. А внутренний мир человека — это вселенная, и описать состояние души одним цветом или одним стилем нельзя.

А по поводу «Ave Leticia» можно подробнее?
«Ave Leticia» была сложная в записи вещь, и я не был уверен в результате до того момента, пока не услышал уже сведенный материал. Тогда я понял, что она получилась и она сильна не только вокалом. Вот в «Вересковой пустоши», в принципе, там состояние в большой степени вокалом создается, понимаешь, а «Ave Leticia» инструментально достаточно сложная.

Как проходила работа над записью этих произведений? Какие из них были рождены в муках, а какие были записаны с первого раза, так сказать «с ходу»?
Вокально?

Вообще…
Я уже отвечал на сайте «Династии Посвященных». Простых работ там не было, потому что если ты внимательно слушала диск, то наверняка обратила внимание, что он не в традиционной песенной форме сделан. В нем нет такой стандартной куплетно-припевной формы.

Там вообще каждая песня идет как отдельная композиция.
Да, но это вызвано тем, что стихи не имеют четко обозначенной песенной формы. Такой четко обозначенной, т. е. куплет и повторяющийся припев, там просто стихи. Иногда Маргарита даже белым стихом пишет. Вот поэтому и музыка получилась такая не «квадратная».

А как ты считаешь проще писать стихи к музыке или музыку к стихам?
Мне кажется, это зависит от стиля работы композитора.

А вы с Сергеем не разговаривали на эту тему?
По-моему для Сергея было удобнее написание музыки к Династии. Для него это предпочтительнее, писать на стихи.

Вносил ли ты какие-либо предложения по изменению в плане стиля исполнения, подачи материала, аранжировке, или принимали в таком варианте, в каком тебе предложили? Пример: пришел-увидел-спел.
Конечно вносил.

Расскажи немного подробнее. Вот насколько я знаю, песня «Никто», которую исполнил Валера Кипелов, изначально была в более легком варианте. Это уже потом Сергей Терентьев наложил на неё более тяжелую музыку и она получилась такой, какой мы ее услышали на диске.
Ну да, т. е. мелодию это не изменило никак. Понимаешь, работа над песней в вокальном смысле это процесс, как многие говорят — процесс интимный. Но это правда. Для меня, например, спеть песню это не просто спеть сольфеджио. Ты знакома с музыкальными терминами? Да?

Нет.
Сольфеджио — это такой музыкальный предмет, когда учат читать ноты и воспроизводить мелодию с написанного нотного текста. Там написаны ноты на нотном стане, линеечки такие и кружочки, а ты смотришь на них и голосом пропеваешь или инструментом проигрываешь. Ведь вокалист это не просто сольфеджио, т. е. уложить музыкальную строчку в голос, для меня, во всяком случае… Я вот обычно фразу записал и слушаю результат, я стараюсь себя поставить на место слушателя. Какие у него эмоции возникают в момент прослушивания этой фразы. Вот по этому принципу я и строю образ. Если образ получается, он меня убеждает, значит, он и слушателей убедит. А когда Сережа мне давал материал, он же сам только по-композиторски пропевал, и естественно в этом образа как бы не было. А его и не могло быть, потому что композитор слышит музыку совершенно иначе. Моя задача была создать этот образ. И как показывает многолетняя практика, это качество есть не у всех вокалистов. Очень часто вокалисты используют песенный материал только как средство демонстрации своих вокальных возможностей. Я не спорю, если это очень красивый голос от природы, то он сам по себе уже работает как образ, но это когда материал более легкий в стихах, «попса» например.

Т. е. чем проще, тем лучше?
Да.

Согласна, ведь Маргарита и говорила, что этот альбом не для широкой аудитории.
Женщины вообще легче его воспринимают, так как они более интуитивны, они более чувствительны и чувственны. И такой материал, как этот, который не однозначен и наполнен эмоциями, для женщин для восприятия он проще, чем для мужчин. А мужчина, он воспринимает глазами и только потом это доходит в мозг, минуя сердце. А потом уже мозг регулирует стрелками куда это направить, в эмоции или в «отстой».

Недаром говорят, что женщины любят ушами. А ты не хотел себя попробовать в качестве композитора или аранжировщика в этом проекте? Не было таких мыслей?
Нет, я не люблю писать музыку. Потому что я знаю, что композиторский дар, это такой же дар, как и вокальный. Я могу писать музыку, но я знаю, что есть люди, которые лучше меня это делают, поэтому пусть лучше каждый занимается своим делом. Не всегда результат хорош, когда человек все старается делать сам. Вот бывает так, что кто-то все делает сам, на диске написано и музыка, и тексты, и аранжировка — Иван Иванов. В мировой практике есть исключительные случаи, когда в лице одного человека совмещено все это. Например, Стиви Уандер, но он гений — один на миллион. А если себя назвать гением без достаточных на то оснований, то что получится… Поскольку я профессионал уже много лет, я понимаю, что лучше очень хороший результат получить группой людей, чем посредственный, но одному, т. е. данный результат.

На сайте «Династии Посвященных» Маргарита Пушкина писала, что: «Посвященные» — это те, кто способен воспринимать романтику ушедших веков, пытается постичь их тайны, мистику, не превращаясь в расчетливых прагматиков и циников«. Считаешь ли ты себя «Посвященным»? Поделись секретом, удалось ли тебе постичь тот тайный смысл, зашифрованный в текстах и музыке? Так сказать вжиться в образы и пропустить все через себя и свою душу?
Ты знаешь, однозначного ответа на этот вопрос нет. Каждому свойственна своя область «Посвящения». Этот проект со времен Аракса для меня был первой работой, которая меня целиком захватила окружением «Посвященных». Было такое состояние эйфории, полета. Если это «Посвящение», то я был «Посвящен». В процессе работы просто впадаешь в это состояние. А для меня вот такая творческая эйфория была последний раз году в 80. С тех пор не было. Были профессиональные удачи/неудачи.

Значит можно смело сказать, что проект удался?
Безусловно, мне не стыдно за результат. Но это видно даже и по форумам. Ты знаешь, даже те, кто его не принимают, не могут сказать что-то унизительное по поводу этого альбома. Иначе это будет восприниматься как зависть: «А, ты так говоришь, потому что ты так не можешь». И тогда нужно просто сказать: «Это не наше». И знаешь, что самое удивительное, в 80-е годы почти 100% публики старалось вникнуть в суть музыкальную, сейчас такого нет. Мы стали потребителями. Вот то, что разрекламировано я съем, а то, что не разрекламировано я даже нюхать не буду. Раньше было больше интереса к музыке в публике. Даже человек со средними музыкальными способностями пытался вникнуть в материал. А сейчас, я смотрю, людям проще обругать это чем пытаться понять. Сейчас многие научились писать и записывать музыку дома, в компьютер. А сделать что-то стоящее могут единицы.

После прочтения книги я поняла, что у Маргариты остался материал, не вошедший в альбом. Это такие замечательные стихи, как Монолог Иуды, Убийца времени, Гром небесный. Может ли он быть реализован в проекте «Династия Посвященных — 2» или, может быть, уже есть задумки создать нечто подобное?
Мне кажется, она и появится, а она появится наверняка…

Это будет как отдельный проект или продолжение?
Нет, это будет как макси сингл. Но уже сейчас получается порядка 7 вещей, а это уже мини диск. А вообще мы рассчитываем на макси сингл, где будет 6 или 7 вещей.

А о полноценном альбоме речь не шла?
Понимаешь, полноценный альбом выпускать это было бы менее правильно. Макси сингл это материал, который не вошел в альбом. И соответственно он будет восприниматься в контексте того альбома, как довесок. А если выпускать полноценный номерной альбом, то он будет восприниматься в сравнении с «Династией», а это не правильно. Невольно люди будут противопоставлять и сравнивать. А ведь это просто песни не вошедшие в альбом. В душе, я так чувствую, что макси сингл будет более правильным для восприятия. А ты как думаешь?

Я думаю, что если выпускать полноценный альбом, то его нужно выпускать в том же стиле что и первый, и чтобы он был не хуже, а лучше, на порядок, а если это будет макси сингл, то он уже будет идти как отдельный материал.
Это сложно, и знаешь, почему сложно? Это сложно не технически сделать, а добиться такого же эффекта от восприятия людей, потому что когда они слушали не подготовленные, они сразу это услышали — это был шок. А если они уже подготовлены этим, то от второго альбома они ждут такого же шока. Т. е. у человека уже есть иммунитет восприятия. И он не будет так шокирован, как от первого, поэтому он уже его будет воспринимать как более слабый. Даже если он будет более сильным. Именно поэтому я говорю, что он должен быть позиционирован как материал, который должен был быть в альбоме, но не вошедший туда. Чтобы он воспринимался именно как часть целого. А не как нечто новое, которое меня должно поразить точно так же, как поразило первое. Ведь это действительно очень сильная вещь, «Династия».

Вы будете принимать участие только как вокалист?
Нет и как продюсер тоже. Как продюсер и вокалист.

А уже есть кандидаты вокалистов, которые будет участвовать в проекте?
Пока есть только кандидатуры, еще не утвержденные.

В «Династии Посвященных» участвуют такие вокалисты, как Валера Кипелов, Артур Беркут, ты, и на форумах уже во всю идет обсуждение, что не будут ли эти композиции, которые они записывали в альбоме, использоваться в своем творчестве в качестве бонуса, это допустимо?
Конечно, допустимо. Я считаю, что это почетно даже. Это говорит о том, что альбом только появившийся уже становится классикой, которую надо перепевать и делать ремейки. Разве это плохо? Это прекрасно.

А как ты думаешь, есть ли смысл организовать большое мистико-готическое шоу под названием «Династия посвященных» с большим количеством декораций средневековых замков, костюмов той эпохи, сопровождая все это световым шоу. Дав тем самым возможность всем поклонникам творчества увидеть все это действо воочию.
Конечно да. Но я не знаю, как это получится. Если говорить об этом с точки зрения шоу бизнеса, то это потребует выпуска макси сингла, потому что материала для шоу не достаточно, 12 песен это мало, нужно как минимум 18-19 для полнометражного шоу. Вот когда выйдет макси сингл — получится шоу. Именно поэтому его еще надо позиционировать как продолжение, а не как самостоятельный проект. Это первое. Второе — это время. Чтобы музыка устоялась в головах и сердцах людей. И третье — это нужен очень большой бюджет, чтобы ставить тематическое шоу, постановочное. Первая вещь в принципе осуществимая чтобы люди осознали, приняли и полюбили, а вот третье — большой бюджет, ну может потом кто-нибудь подтянется. Сейчас уже есть люди из богатых, которые прослушали и сказали: «О, давайте сделаем?», но сказать одно, а выложить 300 тысяч долларов — другое.

Поделитесь дальнейшими творческими планами, с вашими поклонниками.
Они пока связаны только с «Династией Посвященных». Такая творческая работа требует полного погружения. И у меня не возникает большой потребности работать в клубах или делать программу на гастроли, потому что я столько работал в своей жизни. Вообще она будет достаточно напряженной. Ну, все равно это не как твоя работа, например, с 9 до 6 ты приходишь, сидишь в офисе и работаешь. Такого нет. Здесь ситуация проще. Притом что я говорю, напряженная работа она не занимает всего времени.

А работа уже началась?
Да она уже идет. Уже переписываются некоторые вещи. Идут переговоры с музыкантами.

А уже известно кто будет выступать в качестве музыкантов и вокалистов?
По поводу участников сейчас ведутся переговоры. Но уже Сергей Маврин и Алексей Страйк дали согласие — это как гитаристы. Я пока буду говорить только о тех, кто уже дал согласие. Алик Грановский пообещал сыграть на басу в одной из композиций. Ведутся переговоры о возможном участии с еще одним известным гитаристом, и с барабанщиком группы «МАСТЕР» Алексеем Карпухиным. В общем проблем с инструменталистами пока нет. По поводу вокалистов, учитывая опыт работы над «Династией посвященных», пока решили не оглашать имена возможных кандидатур до получения окончательных результатов записи. Но уже сейчас можем сказать, что это будут люди, не участвовавшие в записи «Династии».

Как много участников вы собираетесь привлечь к работе над макси синглом?
Все-таки макси сингл это не полномерный альбом. И поэтому в шесть вещей много вокалистов не засунешь. В основном это буду я и еще, наверное, один вокалист. И еще две вокалистки. Одна уже дала согласие, а вторую мы ждем. Она сейчас в Англии, должна приехать в конце месяца. Итого, четыре вокалиста на шесть песен.

Постигнув тайны «Династии Посвященных» ты становишься одним из них?
Если говорить со стороны исполнителей, то сначала идет строгий анализ и отбор посвященных (в профессию), наконец они собираются и создают альбом, а потом уже идет проверка публики, в состоянии ли они проникнуть в тайны веков и стать посвященными.

С Анатолием Алешиным беседовала Марина (Marka251) Москва, 16.08.2007 г.

© Фото Эмики


© 2007–2009. Все права защищены.