НАРОД И АРИЯ ЕДИНЫ!

                                           ( вот уж 20 лет…)

Великий американский  фантазер Стивен Кинг, большой чернушник и знаток рок-н-ролла, начал бы описание «тяжелого» субботнего вечера 8 октября с яростных порывов октябрьского ветра. Этот ветер гнал бы по земле, жаждущей правильного осеннего дождя, мертвые листья, которые превращались бы в процессе гонки в драконов,  черных всадников, гоблинов, намухоморившихся в хлам друидов, языческих идолов… На Новодевичьем кладбище, если верить Кингу,  забеспокоились бы великие покойники, Н.В. Гоголь опять пробормотал бы во сне: «Отдайте мне голову, отдайте голову, черти!»… И американец был бы отчасти прав –  в Лужниках, около Некрополя за надежной кирпичной стеной,  праздновала свое 20-летие непотопляемая тяжметал-группа АРИЯ, скалками битая, журналистами заплеванная, подозреваемая в сатанизме, национализме, скандализме, фашизме, норманизме, кретинизме, пофигизме и прочих, придуманных и еще не придуманных, «измах».

История, раздирающая в клочья души все новых поколений, только вступающих на скользкий путь любви к рок-музыке, началась в 1985 году, на заре пресловутой перестройки.  Первый концерт состоялся в скромном зале ДК МАИ и наделал много шума в прямом и переносных смыслах.  Десятилетие группы отмечалось в модном в те времена клубе «Пилот», и тогда я сравнила группу, с которой Судьба накрепко связала меня мотками качественной колючей проволоки, с пингвинами. Мол, сидят эти создания до поры до времени в своих холодильниках, превращаясь в милых существ с бархатной шкуркой, а потом выносят ударом лохматых голова двери  «Индезитов» и «Морозок» и превращаются в жар-птиц рока, согласно правилам волнообразности интереса к тяжелому жанру. На сегодняшний день это сравнение явно устарело.

«Арийцы» - давно уже матерые хэви-волчары, которым даже на секунду лень прикинуться дохлыми и плюхнуться вверх лапами на узкой лесной тропе, чтобы поглумиться над незадачливыми гробовщиками-охотниками. Они научились размножаться почкованием,  создавая определенные информационные проблемы для своих поклонников  в далеких регионах – там еще не все, оказывается, в курсе, что группу покинул вокалист В. Кипелов, гитарист С. Терентьев, барабанщик А. Манякин. Не все знают, что вокалиста В. Кипелова  уже покинул тот же С. Терентьев и примкнувший было к вокалисту В. Кипелов бывший гитарист АРИИ С. Маврин, с которым тот же Кипелов уже как-то уходил из той же АРИИ. Вокалист В. Кипелов, и гитарист С. Терентьев (может быть случайно!) круто поздравили коллектив бывших однокашников, выпустив ко дню празднования  20-летия по альбому…

Кое-кто сетует, что, дескать, группа уже не та, что раньше, что многое в ней изменилось. А какая сила знает, что есть «то», а что есть «не то»? И кто решает, что группе нельзя меняться? Даже мертвое тело претерпевает изменения, постепенно превращаясь в прах. Что же говорить тогда о живых?! 

Сама АРИЯ нового альбома выпустить не успела, но устроила в Лужниках настоящий праздник не только для себя, любимой, но для всех социальных групп населения, выросших на «арийских» нетленках. Вереницы  автомобилей различных фирм и достоинств, с блондинками за рулем  и без блондинок, везли представителей удачливого среднего класса вдохнуть  проперченный воздух юности, поностальгировать по тем временам, когда можно было, не запятнав деловую репутацию, поорать всласть: «Раскачаем этот мир!».  Теперь такой «раскачки» они боятся, как некоторые святоши группу АРИЯ. Те, кто еще болтается в пространстве междуклассовости в силу возраста, шли на своих двоих, с транспарантами, украсив себя свидетельствами исторического развития любимой группы – на головах банданы с надписью «АРИЯ», на телах – майки с суровыми лицами Кипелыча и Маврика

Спортивная арена забита до отказа, шустрит ОМОН,  на экранах – слайдшоу без изъятия изображений покинувших группу персонажей, свидетельство славного боевого пути. Трибуны скандируют «Ария! Ария!». «Кипелов! Кипелов!» - все еще надеясь, что Валерий Саныч приедет, взойдет на одну сцену с «арийцами», тряхнет стариной… Увы, в эти часы  кипеловским вокалом наслаждался город первого победного салюта – Орел… 

На сцену «высыпалась» группа Сергея Маврина с новым вокалистом. Огромное пространство «съедает» мавританскую молодежь, но А. Лефлер справляется с волнением и выдает парочку вполне обнадеживающих вокализов… Зал вдохновенно пропевает  с ними «Пока боги спят». «Будем жить, мать Россия!», несколько загнанная по темпу, проходит на ура.

Монстрообразные «Мастера» во главе с несгибаемым Аликом Грановским, когда-то стоявшим у «арийских» истоков, поздравляют коллег по цеху, исполняя старые песни о бедном Икарушке, грозную «С кем ты?» и – под огоньки зажигалок и тихие всхлипы впечатлительных дам – «В небе вороны, в небе и голуби…»…

А дальше – пошли громить, бомбить, утюжить и  виновники торжества. Можете подозревать меня в субъективизме и протекционизме, но прошла уже неделя, а я твердо уверена, что этот концерт можно считать Концертом Года. Мне, как взрослому ворчливому человеку, придраться не к чему, а молодежь всегда найдет причину для недовольства (что, собственно и произошло, если судить по отчетам в Сети, меня, опытную ведьму, не проведешь!) «Арийские» динозавры – В. Холстинин, С. Попов, В. Дубинин, М. Удалов - превзошли сами себя и в исполнительском мастерстве, и в сценографии. Представляю, сколько ночей не спал Юрий Соколов, режиссер сего действа, придумывая очередность видеоряда, составляя сценарий, уговаривая несговорчивых музыкантов… Уж я-то знаю их тяжелый характер! По несколько вещей с каждого альбома (потерялся, правда, «Генератор зла»), акустический сет, симфонический оркестр под руководством демонического К. Кремца в красной мантии не то проснувшегося раньше времени Деда Мороза, не то сказочного короля… Артур Беркут за клавишными, душевно поющий печальную «Там высоко»… Поздравляю Артура с одним из лучших своих выступлений! Кстати, с приходом в АРИЮ бывшего вокалиста АВТОГРАФА, по зрелищности концерты становятся все больше похожи на театральные действа. Жаль, что не всем удалось увидеть предыдущее супер-шоу «Живой огонь». Маврик под овации зала играет с группой «Героя асфальта» - и моментально вырастает лес металлических «коз». Грановский с оркестром, на фоне изображения мадридских часов, дьявольски хорош, исполняя ставшего классикой «Тореро»,  и, наконец, появляется Андрей Большаков и прилетевший из Бельгии клавишник К. Покровский – звучит «Воля и разум», финальная песня, давно превратившаяся в гимн и  исполняемая всеми отпочковавшимися от АРИИ группами.

Кода концерта неожиданно выходит  в духе старых американских кинокомедий – Дубинин, всегда отличавшийся решительностью, залепил праздничным тортом в лицо оторопевшему Артуру Четыре остальных тортика оказались не оприходованными – по замыслу режиссера все музыканты должны были порадовать себя метанием в незащищенные места друг друга кондитерских изделий. Побоялись испачкать свои  гитары…

«Конечно, надо было сыграть и «Встань, страх преодолей»! – сетовал после окончания концерта А. Большаков,  бас-гитарист В. Дубинин обнимал  бас-гитариста А. Грановского и призывал «сделать что-нибудь вместе», философ Холстинин  по поводу отсутствия некоторых бывших «арийцев» на юбилее произнес фразу 20-летия: «Пора перестать что-то делить и вспоминать старые обиды, может быть, жить нам осталось всего 2 понедельника!» 

2 понедельника или 3 пятницы – жизнь покажет, но на душе у меня действительно неспокойно… В юбилейном угаре по поводу прихода третьей молодости мы совсем забыли о том человеке, который начал «арийскую» историю, но не дожил до лужниковских триумфов –  не вспомнили  о Викторе Векштейне. А ведь это он первым в СССР пошел на риск, создав хэви-металлическую команду с громким провокационным названием, и никто ему не крикнул «Берегись!» (как в «арийской» песне). Сегодня я исправляю эту досадную ошибку…

                                                                    МАРГА ПУШКИНА